На западе – Куршский залив (Куришехафф), на северо-востоке – река Неман (Мемель), на востоке – канал им. Матросова (Нойе Гильге), на юге – река Матросовка (Альт Гильге), между ними – островок российской земли в дельте ещё двенадцати рек, впадающих в Куршский залив. Прежние жители – пруссы – долго и трудно «воевали» с Балтийским морем за этот островок. В стародавние времена на этом месте было его дно, впадающие в него реки приносили с верховий к устью много песка с разными примесями. И море постепенно отступало, оставляя после себя болотистую низину (Нидерунг). Она до сих пор находится ниже уровня Мирового океана. Кроме того, являясь островом, сама низина состоит из множества островков, разделённых руслами естественных рек и рукотворных мелиоративных каналов.
Граница территории острова на востоке и юге – канал имени Матросова и река Матросовка – являются одним водным потоком. Лет четыреста тому назад, в целях защиты от наводнений и улучшения судоходных путей, пруссы изменили русло своей реки Гильге (Матросовка). Они построили новый широкий и глубокий канал, назвали его Новый Гильге. Старое русло реки Гильге частично засыпали песком. Ближе к её устью построенный канал Новый Гильге соединили с естественным руслом реки, но от этого места река называлась по-прежнему: Гильге. Вдоль обоих берегов старого и нового русла насыпали высокую дамбу длиной в 36 км. Тем самым намного увеличили территорию польдерных (осушенных) земель и защитили их от паводковых и нагонных вод.
Как известно, после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. часть территории Восточной Пруссии перешла в состав Российской Федерации. Все прусские названия городов, посёлков, рек, лесов, озёр, болот и всего, что здесь осталось, в 1947 году переименовали в русские. Поскольку один водный поток имел искусственное русло – Нойе Гильге и естественное русло – Гильге, то при послевоенном переименовании ему тоже дали два названия: искусственному руслу – канал им. Матросова, а естественному руслу – река Матросовка. В эти тонкости мало кто вникает, и чаще всего оба русла называют одним именем – река Матросовка.
Во время строительства канала Новый Гильге, возле посёлка Скёпен( Мостовое), пруссы построили в 1885 году мост, который до настоящего времени является единственным сухопутным связующим звеном с остальной частью суши. Много позднее был построен ещё один мост через канал им. Матросова – у посёлка Большие Бережки (Альт Ляппинен или Раутерскирх), но он не сохранился. Его, со слов старожилов, разрушили во время войны сами немцы. После войны, очевидно, не было необходимости восстанавливать тот мост, так как он не имел особого значения. Населённые пункты, находящиеся на левом берегу канала имели свои сухопутные дороги и не были изолированы так, как посёлки, расположенные на правом берегу.
Мост у посёлка Мостовое не единожды реконструировался, ремонтировался, последний ремонт закончен в 2014 году. По сей день этот мост служит верой и правдой, является единственным сухопутным связующим звеном между нашим островом и большой землёй. За этим мостом и находится «заканальная зона» – так называют здесь эту территорию, исходя из её местоположения – за каналом. Ещё в послевоенные годы её называли «затопрайон».
Эта территория интенсивно заболочена, в этих местах избыточное увлажнение не только поверхности земли, но и атмосферного воздуха. Его влажность достигает иногда девяноста и более процентов. Кроме того, здесь высокий уровень грунтовых вод, а паводки, дожди и ветра повышают уровень поверхностных вод. Местные ветры частенько развивают скорость до 25 м/сек. Господствующий ветер – восточный, он может мчаться со скоростью 40 км/час. Ураганы и шторма нередко обрывают линии электропередач, повреждают жилые дома и производственные здания, ломают и валят деревья в лесу, на дорогах, в жилых посёлках. Подтапливают нагонными водами всю территорию. Дождей за двенадцать часов здесь может выпасть до 100 мм и более.
Высота подъёма воды в половодье достигает в реках полтора-два метра. В отдельные годы – четыре-пять метров. При этом высота дамб по берегам рек – от полутора до шести метров, а ширина – от двух с половиной до четырёх метров. Статистика показывает, что в среднем повторяемость небольшого и среднего подтопления населённых пунктов происходит через каждые 2–4 года, сильная подтопляемость – через 10–20 лет. Редко, но допускается катастрофическая подтопляемость – фактически наводнение – через 100–200 лет. Последнее сильное подтопление, а может быть, несильное наводнение, произошло в 1958 году. После войны территория оказалась тоже сильно подтоплена из-за того, что были разрушены многие дамбы.
В «заканальной зоне» находится муниципальное образование «Ясновское сельское поселение» Славского района Калининградской области. Образовано оно в 2009 году, а история его развития начинается с 1947 года. В первые послевоенные годы восстанавливали дамбы и мелиоративную сеть, чтобы осушить эти земли. На этих работах использовали немецких военнопленных, которые содержались в лагере, находившемся в посёлке Каукемен (Ясное). Начиная с 1948 года, стали направлять в «заканальную зону» переселенцев и создали две административные единицы – Ясновский сельский Совет и Прохладненский сельский Совет. Затем правовой статус и названия этих административных образований неоднократно менялись, сообразно государственной политике, касающейся села. В конечном итоге обе территориальные единицы объединили в одну – муниципальное образование «Ясновское сельское поселение», в этом виде оно и существует в настоящее время.
Северо-восточная часть территории Ясновского поселения является пограничной зоной с Литвой. Об этом напоминают придорожные информационные щиты. Граница проходит по реке Неман. У пруссов также здесь была территория с определёнными правилами въезда, так как сразу за мостом через канал Новый Гильге (им. Матросова), у посёлка Скёпен (Мостовое), находился таможенный пункт пропуска. Сейчас тоже действует, уже российский, пункт пропуска, только пограничный, и расположен он перед мостом. Местные жители могут свободно передвигаться по этой приграничной территории, предъявив паспорт с отметкой о прописке, остальные – по определённым правилам.
Общая площадь «заканальной зоны» составляет 445 кв. км. Это почти третья часть всего района. По ней протекает много рек, речушек, озёр, каналов и канальчиков. Если реки созданы природой, то каналы и канальчики вырыты людьми и имеют мелиоративное значение. Они густой гидросетью вдоль и поперёк покрывают всю территорию. Ширина мелиоративных каналов от полутора до восьми метров, а глубина от полутора до двух метров. Их назначение – собирать излишки грунтовых и поверхностных нагонных вод. Вся сеть мелких мелиоративных каналов связана с руслами основных рек и между собой в том числе. Пруссы построили водонасосные станции, которые откачивали излишки воды из этих каналов и через шлюзы и водосливы направляли их в залив. Водонасосных станций здесь – девятнадцать, но не все в настоящее время работают, так как многие морально и физически давно устарели, требуют ремонта и реконструкции, несмотря на то что в течение длительного времени за их исправностью следили, оборудование меняли на более совершенное. В новых экономических условиях развития делать это стало труднее.
Общая площадь водных объектов «заканальной зоны» 500 га. Наиболее крупных рек – тринадцать: Матросовка (Гильге), канал им. Матросова, Товарная (Тава), Промысловая (Инзефлюс), Дальняя (Ивенштром), Широкая (Каркельнштром), Узкая (Рунгельфлюс), Рыбная (Лойефлюс), Хлебная (Паитфлюс), Шлюзовая (Рагингфлюс), Северная (Скирвите) и пограничная река Неман (Мемель). Неман – самая большая река, её ширина в некоторых местах достигает 200 м.
Кроме этого, имеется два больших и глубоких канала – Обводной и Чистый. Берега рек и каналов укреплены дамбами, общая их протяжённость более 145 км. В прибрежном Приморском лесу расположены два озера – Марийское верхнее площадью примерно 600 кв. м. и Марийское Нижнее площадью примерно 380 кв. м. Эти озёра образует рукав реки Товарной, они соединяются между собой каналами и ближе к заливу впадают снова в реку Товарную.
На севере, ближе к реке Дальней в лесу Дальнем находится торфяное болото Чистое. Оно состоит из залежей разного вида торфяников глубиной до 7 метров. Это бывшая береговая зона Балтийского моря. Сейчас болото сплошь покрыто мохом и во многих местах – вереском. На его поверхности растёт клюква, багульник, вереск, росянка. Водится много змей и насекомых, диких животных и птиц.
В здешних реках, каналах, озёрах много разной рыбы: лещ, карась, сом, линь, судак, щука, жерех, налим голавль, густера, плотва, уклейка, краснопёрка, окунь, ёрш. Эти рыбы – постоянные обитатели. На нерест поднимаются из Куршского залива лещ, который по размерам немного больше своего речного собрата, а также балтийский лосось, финта (один из видов сельди), корюшка, снеток, сиг. Изредка могут появляться угорь, минога, рыбец (сырть). Рыбакам есть где и чем порадовать душу.
Леса занимают 33 % территории «заканальной зоны». На берегу Куршского залива лежит один из самых больших массивов «мокрых» лесов, оставшихся в Европе. Это Приморский лес и Дальний лес – они состоят из постоянно затопляемых сырых, болотистых ольшаников. На небольших открытых возвышенных полянах, старых дюнах и других, более сухих лесных территориях, растут смешанные леса из хвойных и лиственных деревьев.
На болотистых участках леса преобладает чёрная ольха. Растёт много тростника. На сухих возвышенностях леса произрастают дуб, сосна, ель, лиственница, берёза, осина, липа, тополь, ива древовидная, ясень, граб, клён. Встречаются и редкие породы деревьев – веймутова сосна, псевдотсуга серая, туя инантская, дуб красный, каштан конский и съедобный. Чтобы их увидеть, надо хотя бы приблизительно знать места их произрастания.
Лесные массивы Приморский и Дальний ещё до войны славились у пруссов своими охотничьими хозяйствами, в которых разводили лосей. В этих лесах базировались лесничества: Тавелингкен (Ивенхайде) – в районе посёлка Плодовое и Ибенхорст – в районе посёлка Дюнное. Недаром довоенный округ назывался Эльхнидерунг. Эльх – лось, Нидерунг – низина. Кого только не было на охоте в этих лесах. Баварские, австрийские и прусские принцы и кронпринцы. Сам император прусский Вильгельм второй, министры-президенты Пруссии Браун и Геринг, фельдмаршал фон Клюге. А сколько ещё менее известной прусской знати ходило в охотничъем азарте по этим лесам – не сосчитать.
В настоящее время здесь тоже хорошие охотничьи места. Они находятся в ведении Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области. Три хозяйства общего пользования – Тавское, Бережковское и Тильзитское охотхозяйства.
В 1994 году создан заказник «Дюнный» – территория с особым статусом. Её общая площадь 80 кв. км. Занимает заказник немалую площадь дельтовой низины реки Неман, Дальней и Северной. Все они впадают в Куршский залив. Основа заказника – лес Дальний, площадью 30 кв. км, а также массив различных водно-болотных угодий площадью 26 кв. км и торфяное болото Чистое площадью 9 кв. км. Примерно посередине заказника протекает река Дальняя. Вдоль её берегов тянутся густые тростниковые и пышные кустарниковые заросли, заболоченные осоковые кочкарники, сырые луга с высокой травой и густое мелколесье.
В заказнике «Дюнный» и в охотничьих хозяйствах обитает много крупных и мелких диких животных – лоси, косули, кабаны, волки, лисы, еноты, барсуки, куницы, хори, ласки, горностаи, норки, выдры, зайцы, бобры, ондатры. До 1870 года – зубры и кабарга.
Водится разная водоплавающая дичь, как постоянно обитающая, так и пролётная, а также перелётная. Это – кряква, чирок трескунок, чирок-свистунок, широконоска, серая утка, свиязь, серый гусь, белощёкая казарка, чёрная казарка. Живут здесь особо охраняемые виды птиц – чёрный аист, малый подорлик, коростель, золотистая ржанка, кулик-сорока, малая крачка, филин, серый сорокопут, болотная сова, тетерев. Зимуют беркуты и орланы-белохвосты.
Менее богат перечень боровой дичи – рябчики, вальдшнепы, а также полевой дичи – серые куропатки и перепела.
Несмотря на то что земли здесь в основном болотистые, на сухих участках есть полезные природные ископаемые – торф, пески строительные и мелкозернистые, и даже каменная соль. Это всё подарки ледниковых и межледниковых периодов развития этой земли.
Проживает на территории «заканальной зоны», по последним статистическим данным, 4864 чел., примерно по 1 человеку на каждые 9 кв. км. Трудоспособного населения – всего половина. Остальные – пожилые люди и дети.
Состав населения многонациональный. Большинство – русские; немало литовцев, армян, белорусов, украинцев. Есть поляки, немцы, азербайджанцы, татары и представители других национальностей. Старожилами и почти коренными жителями считаются семьи, прибывшие в послевоенные годы по программе переселения. Время, к сожалению, делает своё дело, и многих первых переселенцев нет в живых. К семидесятилетнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне старожилов осталось всего 22 человека. В эту цифру включены и дети первых переселенцев, выросшие здесь и живущие по сей день. Участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории «заканальной зоны» с первых дней её заселения, осталось в настоящее время всего двое – Иван Васильевич Ермин и Екатерина Павловна Карцева.
Много живёт здесь родившихся после войны детей, внуков и правнуков первых переселенцев. Они по всем законам настоящие коренные жители «заканальной зоны». Эта земля по воле судьбы стала их родиной. Они родились на ней, выросли, учились, старшее поколение трудилось, более молодое трудится и сейчас, а самые юные – учатся и подрастают и не ищут лучшей доли в других местах. Где родились, там и сгодились. Нигде даром ничего не достаётся, везде надо трудиться, а дома, говорят, и стены помогают.
Жители Ясновского поселения рассредоточены в семнадцати населённых пунктах. Плотность населения в посёлках разная. Самый многонаселённый – центральный посёлок Ясное. В нём проживает около полутора тысяч человек, почти третья часть всех жителей «заканальной зоны». В трёх населённых пунктах живёт всего от 4 до 8 чел., ещё в трёх – от 20 до 50 чел. В четырёх населённых пунктах живёт от 150 до 180 чел., и в пяти населённых пунктах – от 300 до 500 человек. Все посёлки телефонизированы, действует телевещание и радиовещание. Почтовые отделения и водопровод есть не везде. Коммунальных удобств почти никаких. Водоснабжение осуществляется из подземных источников – водозаборными скважинами, а также из поверхностных открытых водоёмов и шахтных колодцев. Во всех случаях вода неудовлетворительного качества в связи с загрязнением поверхностных и грунтовых вод. Очистных сооружений нет.
Многие названия посёлков говорят о том, что здесь водные края – Левобережное, Дюнное, Малые Бережки, Мостовое, Мысовка, Причалы, Разлив. Остальные имеют «сухопутные» названия – Вишнёвка, Прохладное, Хрустальное, Ясное, Яснополянка, Городково, Московское, Приваловка.
Планировка населённых пунктов в основном сохранилась с довоенных времён – хуторская. Новые дома старались строить компактно, ближе к проезжим дорогам, иногда образовывая из них центр посёлка. Некоторые новостройки тянутся чередой жилых домов вдоль дорог, другие группируются в одном месте. Там, где строительство велось неактивно, больше сохранилось старых прусских хуторов. В таких посёлках дома расположены хаотично и далеко друг от друга. В основном это малонаселённые посёлки, где на хуторках тихо доживают свой век старики. На некоторых хуторах обосновались молодые фермеры. А которым не повезло – и старики ушли, и фермеры не облюбовали, – те пустуют и обречённо рушатся.
На все семнадцать населённых пунктов действуют всего три детских садика. Это большая проблема, учитывая современные требования по обязательной подготовке детей к школе. Не менее большая проблема и школьное образование – всего 2 школы, обе средние. Из всех посёлков «заканальной зоны» детей возят туда на школьных автобусах. Детворе приходится в любую погоду, при любой температуре воздуха вставать ни свет, ни заря, чтобы успеть к началу занятий. Все кружки по интересам тоже в двух школах, поэтому приезжие дети не всегда имеют возможность их посещать. Не менее трудно родителям школьников, а также тем, у кого есть малыши детсадовского возраста. В посёлке нет детского садика, малышей, чаще всего возят сами родители в детские садики ближайших посёлков, чтобы там их готовили к школе. И тех и других детишек родителям надо утром собрать и отправить в соседний посёлок, за несколько километров: кого на занятия в школу, кого в садик. К вечеру встретить и позаботиться, чтобы ребёнок вернулся в тёплый дом. Дома и квартиры отапливают самостоятельно – кто дровами, кто углём. У работающих родителей много и других обязанностей – большинство держит подсобное хозяйство.
Работает местное население в коллективных сельскохозяйственных и рыболовецких предприятиях, фермерских подсобных хозяйствах, в личных подсобных хозяйствах, а также в сфере частной торговли, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и в учреждениях образования, культуры, некоторые заняты индивидуальным предпринимательством.
В «заканальной зоне» функционирует пять клубов и два дома культуры, итого – семь. Кроме этого, шесть библиотек для взрослых и одна для детей – тоже семь. Медицинское обслуживание осуществляет шесть фельдшерско-акушерских пунктов и одна амбулатория с дневным стационаром в центральном посёлке Ясное. Итого – снова семь. Выходит, что десять населённых пунктов – без каких-либо очагов культуры и медицинского обслуживания. Это, вероятно, как раз те посёлки, в которых проживает от четырёх до ста восьмидесяти человек. В начале послевоенного заселения этой территории было гораздо больше школ, клубов, библиотек, медпунктов.
Оказывается, время рушит здесь не только то, что создано пруссами до войны, но и то, что создавалось после войны. Есть ли смысл в этом разбираться и обсуждать причины происходящего в историческом масштабе, каждый решает для себя сам. Бесполезными рассуждениями ни прошлого не вернёшь, ни будущего не построишь, поэтому люди живут здесь в той реальности, которая существует на данный момент.
А в настоящий момент, в отличие от довоенного времени, населённые пункты «заканальной зоны» связаны между собой неплохими автодорогами. Общая их протяжённость составляет 113 км. Покрытие дорог в основном асфальтовое. Встречается грунтовое и очень редко булыжное. Основания дорог здесь все насыпные, построены они тоже древними пруссами, усовершенствованы их последующими поколениями и постепенно приведены в современный вид в наше время. Когда в болотах ближе к заливу не было никаких дорог, люди строили свои первые избушки даже на сваях, а во время половодья в межсезонье могли пройти только по настилам из веток. Далеко по такой дороге не уйдёшь, и приходилось отсиживаться дома, пока вода не спадёт. Большинство прусских домов одноэтажные, но с мансардами под крышей. Одна из жительниц высказала предположение, что мансарды строили для того, чтобы в них пережидать большое половодье, когда вода подтапливает дома настолько, что стоит внутри их. Вполне резонная догадка, иначе зачем нужны мансарды, не приспособленные для постоянного проживания?
Для строительства дорог, вероятнее всего, выбирали наиболее твёрдые участки в болотистых грунтах, там твердь земная надёжнее и требовалось меньше подсыпки. Именно поэтому, наверное, дороги бывают очень извилистые. Угол некоторых поворотов не менее девяноста градусов. Иногда объясняют этот факт тем, что, когда немцы строили свои дороги, то делали множество изгибов, чтобы во время войны легче было спасаться от бомбёжек с воздуха. Но ведь тогда, когда эти дороги закладывались, люди и понятия не имели о самолётах, а воевали, скорее всего, дубинами.
Проезжая часть дорог неширокая, обочины тоже узкие, деревья расположены очень близко к проезжему полотну. Пруссы густо сажали их по краям дорожных обочин, для того чтобы укрепить насыпное дорожное полотно от проседания и расползания. Своей корневой системой деревья держали и укрепляли дорожные насыпи на нетвёрдых почвах. Со временем деревья медленно разрастались, их кроны во многих местах почти переплелись сейчас над дорогой, образовывая летом зелёный тоннель, защищающий путников от жаркого солнца. Удивительно красивые дороги. По отношению к ним можно употреблять слово «были», потому что сейчас многие деревья вдоль дорог спилены. Хотя в «заканальной зоне» сохранились многие участки дорог с древними деревьями. Они заставляют быть осторожными во время движения на автомобилях, но ездить по этим дорогам интересно.
Ещё одна особенность наших дорог, больших и малых, такова: по обеим их сторонам устроены мелиоративные каналы. Их функция – сбор лишней влаги и подпитка деревьев. Всё продумано до мелочей. Вода питает деревья, которые поддерживают дорогу, деревья забирают лишнюю воду, которая может размыть ту же дорогу. А ещё вода способствует тому, что буйно разрастаются по обочинам дорог и каналов кустарники и камыши, образовывая глухую стену. Их периодически выкорчёвывают, но они вновь возрождаются. Самый жизнеспособный кустарник – это ивняк. Он быстрее всех прорастает не только у дорог, но и по берегам рек, мелиоративных каналов и на заболоченных полях. Ветки ивы рыбаки часто используют для того, чтобы закрепить удочку на берегу. Воткнут её в землю, потом, порыбачив, уедут. Вернутся через месяц-другой, а вместо оставленной ветки их уже встречает проросший кустик. Местные жители не удивляются, а вот приезжим это в диковинку.
На территории «заканальной зоны» не только реки, каналы, леса и болота. Здесь плодородные земли и сельхозугодья составляют 20 944 га. Из них пашни 5780 га, сенокосов 5516 га, пастбищ 6190 га. Из пяти действовавших здесь ранее сельскохозяйственных предприятий существует в настоящее время два – сельхозартель «Бережки» и закрытое акционерное общество «Дюнное». Да ещё стойко, невзирая на различные трудности, держится старейший в области колхоз «Рыбак Балтики».
Говоря о наших местах, в том числе и о «заканальной зоне» невольно приходится упоминать о довоенном прошлом. Оно живёт рядом в виде старых домов, дорог, мостов, каких-то других объектов, которыми пользуются и не пользуются жители. Оставшиеся исторические места и объекты культурного довоенного наследия стараются сохранять.
А ещё здесь живёт много хороших, трудолюбивых и талантливых людей. Талант – это не только способность к творчеству. Это способность быть хорошими родителями, учителями, библиотекарями, врачами и фельдшерами, водителями, трактористами, доярками и пастухами – для этого тоже нужен талант.
Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому – добро пожаловать за канал им. Матросова, посмотрите, познакомитесь с дорогами, посёлками и людьми.