«Нормандия-Неман» - французский добровольческий истребительный авиационный полк «Сражающейся Франции», действовавший на советско-германском фронте в 1943-1945 гг. Его летчики вместе с войсками 3-го Белорусского фронта участвовали в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции и проявили себя мужественными и храбрыми воинами. Помнят героев-антифашистов на земле нынешней Калининградской области. В областном центре в честь их ратных подвигов в 1984 году был установлен памятный знак, а имена летчиков, павших в этих тяжелейших боях, были занесены в 20-й том региональной Книги памяти «Назовем поименно».
Под знамена сражающейся Франции
Все прогрессивное человечество в период Второй мировой войны вступило в смертельную схватку с фашизмом. Героическая борьба Советского Союза против гитлеровской Германии активизировала сопротивление французского народа, две трети территории которого были заняты германскими войсками. Патриоты Франции - военные летчики, не желавшие служить предательскому правительству Петэна, - горели желанием вступить в открытую борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Их настойчивые просьбы были удовлетворены. В конце 1942 г. первые французские добровольцы - 14 летчиков и 58 авиамехаников - прибыли в Советский Союз. Командовал эскадрильей майор Жан Луи Тюлян. Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 г. отдельная авиационная эскадрилья «Нормандия» была включена в состав советских военно-воздушных сил. После непродолжительной подготовки в г. Иваново в марте 1943 г. эскадрилья была отправлена на фронт и вошла в состав 1-й воздушной армии ВВС РККА. Боевое крещение «нормандцы» получили на орловском направлении, участвуя в битве под Курском. С прибытием нового пополнения в августе 1943 г. эскадрилья была переформирована в отдельный истребительный авиационный полк, вошедший в состав 303-й истребительной авиационной дивизии. Вместе с частями дивизии полк прошел славный боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии и особо отличился в боях по овладению логовом фашистского зверя, цитаделью милитаризма и реваншистских устремлений фашистской Германии.
Впереди – логово врага
На рассвете 16 октября 1944 г. мощный огневой шквал тысяч орудий начал сокрушать вражескую оборону на участке прорыва. Войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление на Гумбинненском направлении. Летчики 303-й Смоленской истребительной авиационной дивизии совместно с полком «Нормандия» должны были блокировать наступающий в первом эшелоне 2-й гвардейский танковый Тацинский корпус, а также сопровождать эскадрильи бомбардировщиков и штурмовиков. 18 сентября французский авиаполк получил новые и самые лучшие по тому времени боевые самолеты Як-3. Французские летчики были очень довольны. Они восторгались изяществом машин, высоким качеством их отделки и мощью вооружения. В воздушном бою с любым немецким истребителем Як-3 имел бесспорное превосходство.
Стремясь помешать прорыву войск 3-го Белорусского фронта, вражеская авиация настойчиво пыталась бомбить нашу пехоту и танки. Но всякий раз бомбардировщики и истребители врага натыкались на плотный заслон истребителей 18-го гвардейского истребительного авиационного полка и полка «Нормандия». В 14 часов 3-я эскадрилья «нормандцев» совершила боевой вылет и, сбив один «мессершмит» (Ме-109) и один «фокке-вульф» (ФВ-190), открыла счет полка в этой операции. Семь дней французы вели непрерывные воздушные бои. Не проходило и десяти минут после вылета, как в воздухе уже завязывалась схватка. С легкой руки М. Альбера, открывшего счет боевым победам в этот день, количество сбитых самолетов врага продолжало расти. К 15 часам их было 22, а до конца дня летчиками полка «Нормандия» были сбиты еще 7 ФВ-190. В этих боях все летчики полка открыли свой личный боевой счет. Цифры говорят сами за себя. 16 октября 1944 года полк, совершив 100 вылетов, уничтожил 29 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего! Это был блестящий успех французских добровольцев-авиаторов.
Хроника воздушных боев
17 октября «Нормандия» совершила 109 боевых вылетов и уничтожила 12 самолетов врага. В этот же день в самый разгар наступления в полк прибыло небольшое пополнение из Москвы в количестве пяти человек. Двенадцать побед за один день - эта цифра сразу дала новичкам точное представление о размахе и накале воздушных боев, в которых участвовали летчики «Нормандии». Только 18 октября было сбито 12 самолетов, в том числе 5 «хеншелей» (Хш-129). 20 октября полк совершил 71 боевой вылет и записал в свой актив 11 сбитых вражеских самолетов. 22 октября «нормандцами» было сбито 13 «фокке-вульфов», 23 октября - еще 8 «фокке-вульфов» и 1 «мессершмит».
Вылеты не прекращаются, но физическое состояние летчиков оставляет желать лучшего. За пять дней боев 88 уничтоженных и 6 подбитых самолетов врага - неплохой итог.
Полк отмечают в приказе Верховного Главнокомандующего. 27 октября 1944 г. командир полка «Нормандия» подполковник П. Пуйяд телеграфировал нашему командованию в Москву: «Полк одержал 200-ю официальную победу. М. Альбер сбил 23 самолета». Отмечая боевые заслуги французских летчиков, Советское правительство наградило многих из них советскими орденами. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года в списке награжденных числилось 25 офицеров «Нормандии» во главе с командиром полка Пьером Пуйядом. Два отважных французских аса, капитан Марсель Альбер (23 победы) и лейтенант Ролан де ля Пуап (16 сбитых самолетов), 27 ноября 1944 года были удостоены звания Героев Советского Союза.
«Нормандия-Неман»
Учитывая активное участие полка «Нормандия» в боях за освобождение Литовской ССР, приказом Верховного Главнокомандующего от 28 ноября 1944 г. полку «Нормандия» было присвоено почетное наименование «Неманский». В этом приказе советского командования говорилось: «1-му отдельному истребительному авиационному полку «Сражающейся Франции», отличившемуся в боях при прорыве обороны немцев на р. Неман, присвоить наименование «Неманский» и впредь именовать: 1-й отдельный истребительный авиационный Неманский полк «Сражающаяся Франция» - «Нормандия». В печати и во французских документах с того времени он стал называться сокращенно: «Нормандия-Неман».
В боях над Восточной Пруссией
К началу 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта сосредоточились для действий против восточно-прусской группировки врага. Еще в ходе осенней кампании 1944 г. они заняли в Восточной Пруссии десятки крупных населенных пунктов, и подошли к окраине Гумбиннена. С 18 декабря 1944 г. полк «Нормандия-Неман» в составе трех эскадрилий снова был готов к выполнению боевых задач. Командиром полка был утвержден майор Луи Дельфино - вместо убывшего во Францию Пьера Пуйяда. В конце декабря перед полком была поставлена задача по прикрытию сухопутных войск, перешедших границу Восточной Пруссии. Утром 13 января 1945 г. артиллерийская подготовка возвестила о начале нового крупного сражения. Летчики полка «Нормандия-Неман» должны были действовать с полным напряжением сил. Полк «Нормандия-Неман» прикрывал сухопутные войска на переднем крае и в двух воздушных боях сбил пять самолетов врага.
Особенно напряженным для «нормандцев» выдался день 16 января 1945 г. Четверка истребителей Як-3, ведущим в которой был отважный летчик полка младший лейтенант Жак Андре, вступила в бой с тридцатью самолетами противника. Удар был внезапным и точным: от первых очередей загорелись три неприятельские машины. В воздухе образовалась настоящая воздушная карусель, и группа Жака Андре, умело маневрируя и используя замечательные боевые качества самолета Як-3, сбила еще три самолета немцев и возвратилась на свой аэродром без потерь. Все шесть воздушных боев летчики полка провели в этот день при двойном количественном превосходстве противника и несмотря на это при одной боевой потере они сбили 18 и подбили 3 вражеские машины ФВ-190. За четыре дня наступления полк «Нормандия-Неман» уничтожил 25 вражеских самолетов, повредил 12 машин, сам он потерял трех летчиков, семь «яков» были выведены из строя.
Авиационный полк «Нормандия-Неман» в январе 1945 г. совершил 454 боевых самолетовылета. В воздушных схватках с врагом летчики сбили 49 и повредили 15 немецких самолетов. В январских боях особо отличились Ж. Андре, сбивший 7 самолетов, П. Блетон, Р. Соваж, Р. Ирибарн и Р. Марки, одержавшие каждый по 4, 5 и 6 побед. За эти бои полк дважды был отмечен в приказах Верховного Главнокомандующего. Большое мастерство, самоотверженность и физическую выносливость проявил в эти дни весь технический состав полка во главе с инженер-капитаном С. Д. Агавельяном.
Французские летчики удивлялись выносливости и сноровке техников и механиков, готовивших самолеты к боевым вылетам в зимних условиях. Они считали их заслуженными участниками своих побед.
Хейльсбергский укрепленный район
В феврале-марте 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта при поддержке авиации 1-й воздушной армии добивали окруженную группировку противника юго-западнее Кёнигсберга. Опираясь на долговременные оборонительные сооружения Хейльсбергского укрепленного района, около 20 вражеских дивизий упорно сопротивлялись. Пытаясь спасти от разгрома оставшуюся часть окруженных войск, гитлеровское командование усилило здесь свою авиационную группировку лучшими в германском воздушном флоте истребительными группами «Мельдерс» и «Удет», которые были вооружены самолетами Ме-109 и ФВ-190 самых последних модификаций, а также Ме-309 - истребителями с эллиптическим крылом. Сопротивление в воздухе заметно усилилось. Некоторые наши летчики не сумели сразу оценить изменившуюся воздушную обстановку и нередко попадали в трудное положение. Несколько неудач подряд потерпел и полк «Нормандия-Неман». 5 февраля над Пиллау был сбит младший лейтенант Роже Пенверн. Через пять дней, 11 февраля, не вернулся с боевого задания младший лейтенант Робер Ирибарн. В следующие четыре дня были сбиты Шарль Ревершон и Пьер Блетон. С большим трудом первому из них советские врачи возвратили жизнь после тяжелого ранения, а второй спасся бегством из плена. После этих потерь в полку осталось 24 летчика, которые были сведены в две авиационные эскадрильи.
Авиаполк «Нормандия-Неман» и в этом составе сражался, как всегда, самоотверженно и стойко. В день 27-й годовщины Красной Армии, 23 февраля 1945 г., был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении 44 французских офицеров полка «Нормандия-Неман». В этот же день пришло сообщение о награждении полка орденом Красного Знамени. Это известие было встречено в полку восторженно. 20 марта старейший орден страны Советов был прикреплен к знамени «Нормандия-Неман». Принимая непосредственное участие в разгроме хейльсбергской группировки вражеских войск, французские летчики 25 и 26 марта произвели 113 самолетовылетов, в которых сбили 4 фашистских самолета и столько же подбили. Младший лейтенант Жак Андре одержал в те дни пятнадцатую личную победу и был представлен к званию Героя Советского Союза. Десятый самолет врага уничтожил в те дни младший лейтенант Морис Шалль. За успешное выполнение боевых заданий и проявленную при этом отвагу М. Шалль был награжден тремя орденами Советского Союза. И как было велико огорчение всего полка, когда Морис Шалль 27 марта 1945 г. не вернулся с боевого задания. 29 марта оставшиеся разрозненные части окруженной немецкой группировки капитулировали. Авиация в этом ожесточенном сражении явилась силой, которая во многом способствовала успеху операции. Внесли свою лепту в эту победу и летчики полка «Нормандия-Неман».
Последний бой на Земландском полуострове
Когда участь окруженных немецких войск юго-западнее Кёнигсберга была предрешена, силы авиации 1-й воздушной армии стали постепенно перенацеливаться для действий по вражеским войскам, окопавшимся на полуострове Земландия и в Кёнигсберге. В первой половине дня 27 марта полк «Нормандия-Неман» во главе с Луи Дельфино направляется на выполнение боевой задачи. Приказ - блокировать аэродром в Пиллау, последнее пристанище эскадрильи «Мельдерс». Четыре десятка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 276-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении «нормандцев» взяли курс на Пиллау.
Пиллау - последний военный порт Восточной Пруссии, мрачный часовой, застывший на посту у входа в Кёнингсбергский канал на самом узком месте при входе в пролив. Над целью бомбардировщиков встречают истребители с опознавательными знаками группы «Мельдерс» на «мессершмитах» и «фокке-вульфах» самых новейших образцов. Закаленные пятью годами непрерывных воздушных боев, немцы готовы на все и предпочитают смерть поражению. «Нормандцы» тоже полны решимости и также хотят победить или умереть. Между французами и гитлеровскими асами завязывается ожесточенная схватка. Сражаясь с чувством обреченных, фашисты проявили большое упорство. В воздушном бою счет равный – 3:3, хотя мы потеряли два Пе-2 от огня зенитной артиллерии. Два французских летчика М. Гидо и Г. Мерцизен, подбитые в этом бою, перетянули за линию фронта и сели в поле на фюзеляж. Ф. де Жоффр вынужден был покинуть горящий самолет и воспользоваться парашютом. Оказавшись в ледяной воде залива Фришес-Хафф (Калининградский), ценой неимоверных усилий он добрался до берега, где был подобран и спасен советскими солдатами. Это были последние потери полка в воздухе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1945 г. авиационный истребительный полк «Нормандия-Неман» за образцовое выполнение боевых заданий при овладении городом и крепостью Пиллау был награжден орденом Александра Невского. В боях над Пиллау младший лейтенант Ж. Анри меткой очередью сразил ФВ-190, записав в актив полка 268-й и последний сбитый самолет врага. 12 апреля 1945 г. полк прощался с этим отважным летчиком, который при артиллерийском обстреле аэродрома не успел добежать до вырытого укрытия и был сражен осколком разорвавшегося снаряда. Летчики-истребители 303-й иад. и полк «Нормандия-Неман» за четыре дня штурма города и крепости Кёнигсберг сбили 20 самолетов врага. Советские и французские авиаторы, принимавшие участие в Кёнигсбергской наступательной операции (6-9 апреля 1945 г.) войск 3-го Белорусского фронта, были удостоены благодарности Верховного Главнокомандующего.
Одиссея лейтенанта де Жоффра
Барон Франсуа де Жоффр - один из французских летчиков-добровольцев авиационного полка «Нормандия-Неман», отважный офицер и прекрасный пилот — дрался с врагом не на жизнь, а на смерть. Лейтенант де Жоффр происходил из знатной французской семьи, один из первых отозвался на призыв «Сражающейся Франции» и с честью воевал на советско-германском фронте против общего врага. Этот храбрый воздушный боец непрерывно участвовал в боях и лично сбил шесть немецких самолетов, за что был удостоен двух орденов Советского Союза. После войны он написал книгу «Нормандия-Неман: воспоминания летчика» (NOPMANDIE - NIEMEN: Souvenirs d un pilote), которая вышла в Париже в 1952 году. В 1982 г. она была переведена на русский язык и вышла в Воениздате. Книга точно воссоздает атмосферу героической жизни небольшой группы французских летчиков, которым во многом обязана Франция. Она будет способствовать укреплению традиционной дружбы между нашими народами во имя крепкого мира на земле.
27 марта 1945 г. на долю Ф. де Жоффра выпало самое тяжелое испытание в его жизни, где в полной мере проявились его самообладание, выдержка, воля к жизни и личное мужество. Будучи сбитым в бою гитлеровскими летчиками из группы «Мельдерс», объединяющей лучших пилотов немецкой авиации, лейтенант де Жоффр в неимоверно трудных условиях покинул горящую машину и оказался в ледяных водах залива. Раненный, с большим усилием и напряжением всех физических и духовных сил, он проплыл три километра к берегу на бревне. Сознание уже покидало летчика, но упорство победило. Почти бездыханное тело вытащили из воды наши пехотинцы. Бойцы с любопытством стали рассматривать неизвестного летчика в неизвестной форме, и только орден Отечественной войны говорил сам за себя. Долгий путь в полк был у лейтенанта де Жоффра, где друзья уже думали, что барон «отлетался». Но тем трогательнее была встреча, и впереди, до Победы, еще ждали четыре боевых вылета.
Конец войны
С подавлением последних очагов сопротивления в Восточной Пруссии боевые действия полка «Нормандия-Неман» на советско-германском фронте, по существу, закончились. Штаб полка подвел итоги зимней кампании победного 1945 года. В период с 12 января по 2 мая 1945 г. французские летчики совершили более 1300 боевых самолетовылетов. В воздушных боях они сбили 67 немецких самолетов и подбили 24, потеряв при этом 9 своих товарищей. За это время погибли в боях Морис Шалль, Пьер Женес, Жорж Анри, Робер Ирибарн, Леонель Меню, Шарль Микель, Морис Монж, Роже Пенверн и Жан Пикено. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 г. еще два летчика полка были удостоены высшей военной награды нашей страны - звания Героя Советского Союза. Это младший лейтенант Жак Андре за 15 сбитых самолетов и старший лейтенант Марсель Лефевр (посмертно). Лефевр имел 105 боевых вылетов, провел 30 воздушных боев, в которых лично сбил 11 вражеских самолетов и 1 подбил. Награды торжественно были вручены летчикам 8 июня 1945 г. в ЦДСА в г. Москве. За храбрость и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, 117 французских летчиков и авиамехаников были награждены орденами СССР. Всем им была также вручена медаль «За победу над Германией» и «За взятие Кёнигсберга».
С победой во Францию
Весть о Великой Победе советского народа над фашистской Германией пришла в полк «Нормандия-Неман» утром 9 мая, на аэродром в Эльбинге (Эльблонг, Польша). Всех охватило необыкновенное возбуждение и ликование. Стихийно возник салют в честь Победы. Пальба сменялась криками «ура». Все радостно поздравляли друг друга. Боевая эпопея французских летчиков на советско-германском фронте закончилась.
С 22 марта 1943 года по 9 мая 1945 года полк прошел славный боевой путь от Калуги до Кёнигсберга. Его летчики в общей сложности совершили более 5000 боевых самолетовылетов, провели 869 воздушных боев, в которых сбили 268 и подбили 80 немецких самолетов. Кроме того, они уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники врага. Сам авиаполк «Нормандия-Неман» был награжден за боевые отличия и отвагу личного состава двумя орденами, семь раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего, четыре раза — в приказах по военно-воздушным силам Франции.
В эти дни Государственный Комитет обороны СССР принял решение о передаче 41 боевого самолета и авиационного вооружения в качестве дара Советского Союза французской армии. Одновременно этим же решением летному составу и семьям погибших французских летчиков было выдано денежное пособие за время пребывания на советско-германском фронте. Остались лежать в русской земле 42 французских пилота-добровольца из 1-го отдельного истребительного авиационного дважды орденоносного полка «Нормандия-Неман». Все они дрались насмерть с ненавистным врагом - германским агрессором, защищая свободу и независимость Советского Союза, и одновременно - честь и свободу поверженной Франции. Имена погибших в воздушных боях французских летчиков золотыми буквами написаны на мемориальной доске, установленной на доме № 29 по Кропоткинской набережной в Москве, где во время Великой Отечественной войны находилась французская миссия. Помнят отважных пилотов и на земле калининградской. Российский и французский народы никогда не забудут о французских летчиках-добровольцах, отдавших свои жизни в боях за освобождение человечества от фашизма.
Французские летчики полка «Нормандия–Неман», сражавшиеся на стороне Красной Армии и павшие смертью храбрых в боях на территории Восточной Пруссии
1. |
Пинон Роже |
аспирант * |
01.08.1944 г. |
2. |
Бертран Жан |
лейтенант |
26.08.1944 г. |
3. |
Вердье Марк |
лейтенант |
22.09.1944 г. |
4. |
Керне Луи |
аспирант |
25.09.1944 г. |
5. |
Казанев Жак |
аспирант |
13.10.1944 г. |
6. |
Мансо Жан |
аспирант |
02.11.1944 г. |
7. |
Микель Шарль |
аспирант |
16.01.1945 г. |
8. |
Пикено Жан |
аспирант |
17.01.1945 г. |
9. |
Женес Пьер |
аспирант |
18.01.1945 г. |
10. |
Меню Леонель |
аспирант |
29.01.1945 г. |
11. |
Пенверн Роже |
мл. лейтенант |
05.02.1945 г. |
12. |
Ирибарн Робер |
мл. лейтенант |
11.02.1945 г. |
13. |
Монж Морис |
аспирант |
26.03.1945 г. |
14. |
Шалль Морис |
мл. лейтенант |
27.03.1945 г. |
15. |
Анри Жорж |
аспирант |
12.04.1945 г. |
Имена этих летчиков золотыми буквами написаны на мемориальной доске, установленной на доме № 29 по Кропоткинской набережной в Москве, где во время минувшей воины находилась французская военная миссия.
*аспирант – кандидат в офицеры во французской армии.