«Берег Новороссии» у далёкой Балтики
Андрей ЧЕРНОВ
Интервью с Лидией Довыденко
Во всероссийском литературном журнале «Берега», издающемся на крайнем западе России – в Калининграде, появилась рубрика «Берега Новороссии». Здесь выходят произведения о трагических и героических событиях в Донбассе и на Украине. О связи берегов Балтики с Донбассом, роли Русского мира порталу «Луганск 1» рассказывает главный редактор журнала «Берега», председатель Калининградской Ассоциации творческих союзов, член Союза писателей России и Союза журналистов России, кандидат философских наук Лидия Довыденко.
– Расскажите, Лидия Владимировна, о журнале «Берега». Когда появился журнал? На каких принципах построена редакционная политика журнала?
– Журнал «Берега» появился как духовное явление русской жизни, которое писательским, поэтическим, публицистическим словом противостоит моральной деградации общества. Прежде всего, девальвации доверия между русскими людьми на планете, у которых особая, спасительная и спасающая миссия и призвание среди человечества. Их объединяет стояние против потребительства и производства товаров краткосрочного потребления, обостряющих экологические проблемы и усиливающих истощение энергетических ресурсов, миграционных процессов, которые созданы потребностями экономик развитых стран, чтобы выполнять руками мигрантов то, чем не хотят заниматься представители коренного населения. Их объединяет не глобализация, а всечеловечность. А это разные, если не противоположные вещи.
Журналу три года, и его редакционная политика строится по трём основным направлениям. Во-первых, это публикация авторов не только из Калининграда, где издается журнал, но изо всей России – тех авторов, кому удаётся в своих произведениях найти животрепещущую ниточку, отвечающую на вызовы времени, и кому это удаётся сделать наиболее талантливо. В каждом номере публикуем авторов с нижегородских, или вологодских, или брянских и многих других берегов. Во-вторых, в отдельной рубрике «Русский мир без границ» знакомим читателей с авторами, пишущими на русском языке в разных точках мира. И, в-третьих, мы или сами куда-то едем, или приглашаем авторов в Калининград, чтобы литературно брататься, брататься славой наших предков, общаться, обмениваться мнениями.
– Есть ли трудности в издании и распространении журнала?
– Да, есть трудности в поиске средств на издание журнала. Да, мы много делаем рассылок почтой России, которая не выдерживает никакой критики и очень часто подводит. У нас даже нет пока своего сайта.
Но так как после выхода каждого нового номера журнала приходит огромное число одобрительных писем, журнал получает высокую оценку от авторов и читателей, эта моральная поддержка даёт силы преодолевать сложности.
– Калининградская область отделена от остальной территории России, будто остров от материка. Это как-нибудь проявляется в мировоззрении жителей региона? В культуре и литературе Калининграда?
– В Калининградской области, окруженной границами со странами ЕС, есть очень много германофильски настроенных людей, особенно в недрах университета имени Канта. Но в то же время за годы перестройки появились знаки того, что мы – часть России. Например, памятники Петру Первому, несколько раз посещавшему Кёнигсберг, императрице Елизавете Петровне, при правлении которой Восточная Пруссия была провинцией России (1758 – 1762), когда Кёнигсберг назывался Королевцем. Калининградская область оделась в белый наряд православных церквей, а в самом главном кафедральном соборе Христа Спасителя на площади Победы, в нижнем приделе, появилась уникальная реликвия – чудом сохранившийся в Гамбурге иконостас эпохи Елизаветы Петровны и переехавший в Калининград в 2007 году, священная реликвия русской истории и культуры.
– Кёнигсберг был взят ценой великих жертв со стороны Красной Армии. Чтят ли память героев Великой Отечественной войны на калининградской земле?
– Конечно, в День Победы мы неизменно идём с цветами к самому крупному памятнику, чтобы поклониться могилам павших при освобождении Восточной Пруссии: 1200 гвардейцев.
Наверное, многие знают о том, что поэт Александр Трифонович Твардовский встретил День Победы в 1945 году в маленьком городке, который сегодня называется Гвардейском. Здесь он поставил точку в поэме «Василий Теркин»: «И на руинах Тапиау закончил книгу про бойца». На доме, где остановилась тогда «Красноармейская правда», корреспондентом которой был Твардовский, установлена мемориальная доска, и ежегодно в июне под руководством члена Союза писателей России Валерия Горбаня мы проводим «Теркинские чтения».
В текущем году калининградское отделение Союза писателей России решило провести литературный конкурс, посвященный татарскому поэту Фатыху Кариму, погибшему под городом Багратионовском. Мы, писатели, ездим в Багратионовск и Правдинск, чтобы поклониться участникам сражений против Наполеона в 1807 году, в которых участвовали Денис Давыдов, Надежда Дурова. Здесь истекал кровью раненый в сражении под Лидзборгом (сейчас территория Польши) Константин Батюшков.
Каждую осень отправляемся в Краснознаменский район, где в течение 10 дней героически воевал в первую мировую войну поэт Николай Гумилев: «Святой Георгий тронул дважды пулею нетронутую грудь»…
– В журнале «Берега» появилась рубрика «Берега Новороссии», в которой публикуются произведения писателей Донбасса, а также произведения об украинском кризисе. Чем вызвано появление такого раздела в журнале?
– Да, в прошлом году появилась такая отдельная рубрика, но изначально связующей нитью с вами, Новороссией, является сопредседатель Правления Союза писателей России Николай Иванов, давший согласие, несмотря на огромную занятость, войти в редакционный совет журнала. Я думаю, что никому не удалось написать лучше в художественной форме о том, как живут люди в Новороссии, чем Николаю Федоровичу в новелле «Партер. Седьмой ряд» (опубликована в №6 за 2015 год журнала «Берега»).
Начиная с номера 2(4) 2014 года, ряд публикация был посвящён украинскому кризису. Нужно назвать здесь статью Светланы Замлеловой «Как в тёмном лесу. К 360-летию воссоединения Украины с Россией», в том же номере – стихотворение Валерия Горбаня «Украинским матерям», беседу Ниониллы Пасичник с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом (Капралом) «Куда же выпорхнула европейская душа?» в №4(6) за 2014 год.
Позволю себе процитировать его слова. Он отметил, что «нищета европейской цивилизации обнаружилась в войнах. Отвратительная нагота Европы пристыдила всех, кто поклонялся её фальшивому величию. То была лишь личина блеска и глянца, скрывавшая её внутреннее обнищание. Всё оказалось ложным: и культура, и цивилизация, и прогресс, и модернизация. Когда Европа потеряла душу, остались лишь пустота и разорение. Когда религия ослабла и изнемогла, болезнь распространилась на все области и сферы человеческой деятельности».
В этом же номере были опубликованы «Стихи не для печати» Юнны Мориц:
Эпохоть такова, что подлое враньё
Имеет все права над нами издеваться,
Но чудом я жива, и я не сдам её –
Страну моей любви!.. И ей не дам сдаваться!
Я – странный человек, мне – сотни тысяч лет,
Где Вечное Теперь и вечные повторы.
Люблю свою страну, и мрак её, и свет.
Особенно люблю – под лай фашистской своры!
Всегда находится место в журнале «Берегам Мужества», «Берегам Памяти». Именно эти качества помогают сохранить людям чувство собственного достоинства, человечность, любовь и доброту в современном мире. О преодолении себя во имя справедливости написан рассказ «Последний нонешний денёчек» Александра Можаева. Пронзительно и мужественно слово Александра Пономарева в повести «Под небом Сирии», в стихах Александра Морозова, в рассказах Екатерины Наговицыной, в повестях Алексея Новгородова, в интервью Героя России Павла Кретова, в рассказах кавалера Ордена Мужества Ивана Привалова, Валерия Горбаня. Эти авторы и сами были на острие событий. Это во всех смыслах спасители России и мира, наследники Великой Победы нашего народа.
– Есть ли произведения о событиях в Донбассе в последних номерах журнала?
– «Берега Новороссии» представлены в № 6 2016 года произведениями Владимира Скобцова – «легендарного Орфея Донбасса», как назвала его Юнна Мориц, кто «никогда не называл соседом // Родную мать и Родину свою»; Людмилы Гонтаревой с её пронзительными строчками:
Приручив дыханье тёплых пальцев,
Ощущаю боль как неизбежность.
В организме убывает кальций.
В перестрелке убивают нежность;
Елены Заславской, Лауреата Международной литературной премии им. Павла Беспощадного «Донбасс никто не ставил на колени» 2016 года; Александра Морозова, предоставившего редакции отрывки из книги «Дебальцево. На линии огня»; Валентины Беляевой, написавшей очерк «Золотое небо Донбасса» после встречи с Луганском.
В первом номере за 2017 год «Берега Новороссии» представлены следующими публикациями: «Жертвенное стояние Донбасса». Интервью Андрея Чернова с писателем Николаем Ивановым; поэма Елены Родченковой «Рождение Новороссии»; стихи Владислава Русанова, Валентины Беляевой, Елены Настоящей. Андрей Авраменков прислал рассказ «Оля и снаряд», а Алексей Шорохов – статью «Гробы для диктатуры олигархата».
Я очень высоко ценю этих авторов – они находят себя на благородном поприще восстановления в раненых душах храмов. Это в духовном плане Зодчие, закладывающие или поддерживающие фундамент справедливого мира.
– Что лично для вас события в Донбассе?
– События в Новороссии трагичны, страшна смерть ни в чём не повинных стариков, женщин, детей. Я очень глубоко переживаю по поводу того, что огромная Россия не может их защитить. Попирается извечный для русскода народа принцип справедливости.
Справедливость – это же русская мечта, ею напитана вся русская история и культура. События в Донбассе обнажают дефект в устройстве сегодняшнего российского общества. Попрана справедливость. Несметные богатства в руках у крохотной, но чудовищной горстки людей, которые перекачивают наши деньги и энергорессурсы из России в страны Запада и офшорные зоны.
Но я верю, что та позиция, на которой стоят авторы журнала «Берега» – возмужание и укрепление государства Российского, его внутреннее, духовное оформление – обязательно найдёт опору во всей России. Нарастает идеологическое творчество не в тех пустых, оголтелых дискуссиях, которые во всевозможных ток-шоу мы видим на центральных каналах ТВ, а в толщах народа России, в лучших представителях его культуры – в писателях, художниках, музыкантах, стоящих за подлинные смыслы и ценности Русского мира. Надо помнить слова Ивана Ильина, русского философа: «Там, где все кажется безутешным, утешение уже стоит у порога».
– Как вы воспринимаете понятие «Русский мир»?
– Русский мир в мире, на планете – это не узко национальная какая-то ячейка человечества. Он – без границ. Этот мир составляют люди мессианского склада на всем земном шаре, которые знают о миссии русских, об их предназначении – спасении мира от выродившихся вождей тех стран, которые вели или ведут свои народы к катастрофе, спасение мира от посягательств на мировое господство ценой неимоверных жертв.
«Пусть меня не будет, но пусть мир растёт духовно».
Русский мир – это спасители человечества, это место победы сил Света над силами Тьмы, место рождения людей, способных совершить Подвиг. Это слово есть только в словаре русского человека. Подвиг России предопределил развитие мира на века. Этот подвиг по сути своей и даёт ответ на вопрос, чем была для мира революция 1917 года. Подвиг даёт ответ на вопрос, был ли ошибкой путь России в 20 веке. Нам необходимо единство тех, кто по каким-то причинам оказался вне России, необходимо на тех основах, что мы – русские, великороссы, мы славяне, мы православные – поддерживаем мир в любой точке земли.
Победа красных в гражданскую войну была предопределена благодаря лозунгам: «Мир народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим». А потом пошли монгольская революция, китайская, венгерская и другие. Народы воодушевились идеей новой страны, братства.
Кстати, Дональд Трамп возник именно в наше время, потому что Россия проявила твердость и сопротивление разлагающей идеологии мультикультуризма и либерализма в их современном, наиболее развращенном виде. В очередной раз Россия, в том числе Новороссия, спасают мир от сатанинского мрака, в который хотят погрузить страны и народы, посеяв хаос в тех, кто не согласен.
«Светочи демократии» разгромили Югославию, бомбя города и заводы, мосты и дороги, не заботясь о том, что нарушают демократические принципы и Устав ООН о нерушимости границ. В 21 веке, у нас на глазах. Что Ирак, что Афганистан, что Ливия, Сирия, другие страны, кто хоть мало-мальски высказывал несогласие с навязываемой либеральной идеологией, подвергался нещадному гонению.
России предопределено место спасительницы мира. Благодаря её твердости, мы видим феномен Трампа, когда вопреки сложившимся стереотипам, мнениям, навязанным правилам, создаются, возникают ростки внутреннего сопротивления. Россия оказала колоссальное влияние на те процессы, которые начинаются сейчас в мире, свидетелями которых мы становимся. Это процессы, начатые октябрем 1917 года, это идеи справедливости и праведности.
В русском языке есть слово «правитель». Не вождь, не фюрер, а тот, кто правит по справедливости, по Прави. Это – от высшего Начала, от Божественной силы! Мы стоим у порога того времени, когда власть будет от Бога, Божественной.
В том смысле, что идеи, дух русских космистов, выраженный концентрированно в теории В.И. Вернадского и других русских мыслителей, будут признаны от верхов до низов, снова заговорим о коммунизме, но не в вульгарном материалистическом смысле, когда материальные блага польются рекой, а в Божественном, библейском, Новозаветном, когда Любовь, сострадание, сопричастность, сопереживание станут тем необходимым куском духовного хлеба, без которого человек и человечество не могут жить.
– Какие планы на будущее у журнала «Берега» и у вас лично?
– Здесь я отвечу известным выражением: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах». У меня есть только вера, надежда и любовь к тому, что я делаю вместе с единомышленниками.
http://lugansk1.info/27915-bereg-novorossii-u-dalyokoj-baltiki/